Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №5

г.Лысково Нижегородской области 

(Средняя школа №5 г. Лысково)

Школьный уровень

 

Педагогический совет «Моя школа» 

           

9 декабря 2022 года был проведен педагогический совет, в рамках деятельности федеральной инновационной площадки (ФИП) Мининского университета «Сетевой проект наставников по развитию». Педсовет был посвящен внедрению федеральной государственной информационной системы «Моя школа» как качественного образовательного контента и сервиса. В рамках ФГИС «Моя школа» будут созданы личные кабинеты всех субъектов образовательного процесса, облачное хранилище документов, цифровое портфолио ученика.  Также большое внимание было уделено правовой основе для инициации и реализации цифровизации в сфере образования.

 

Проектирование новых технологий и содержания обучения и воспитания обучающихся в соответствии с обновленными ФГОС

         23 января 2023 года в школе был проведен педагогический совет «Проектирование новых технологий и содержания обучения и воспитания обучающихся в соответствии с обновленными ФГОС в рамках реализации Федеральной инновационной площадки (ФИП) Мининского университета «Сетевой проект подготовки наставников по развитию».

В рамках мероприятия педагогическому коллективу были представлены современные технологии по развитию навыков XXI века (мыслительный эксперимент, мастер-класс, лекция эксперта, дискуссия, прототипирование,  мозговой штурм, проектная сессия, инсценировка, майнд-схема, работа с метафорическими картами, фасилитационная сессия, квиз, дебаты/словесный баттл, шерин).

 

 

Педагогический совет

 «Педагогическое наставничество – перспективное  направление образовательного процесса»

             В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а также вызова ми со стороны экономического сектора.

Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духов но-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации.

Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций 

общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенции. Эта система также дол жна способствовать решению   задачи по самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся. Наиболее       эффективная   стратегия,  отвечающая вышеназванным   целям и задачам –  это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка учащихся разных ступеней и форм обучения.

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей

через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества  способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары / группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемо й основной деятельностью и позицией участников. В числе самых крупных форм наставничества, включающих много вариаций в зави симости от условий реализации, можно назвать пять: «ученик  ученик», «учитель –учитель».

Проблемы учащегося общеобразовательного учреждения, решаемые с помощью наставничества:

низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная успевае мость, отсутствие качественной саморегуляции;

отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образо вательной траектории и будущей профессиональной реализации;

невозможность качественной самореализации в рамках стандартной школьной программы;

отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции;

низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векто ров творческого развития, карьерных и иных возможностей;

кризи идентификации, разрушение или низкий уровень сформ ированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;

конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;

отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метаком петенции;

высокий порог вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых школьников;

падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы, связанные с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки;

проблемы адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.

Отдельным блоком можно выделить проблемы детей с ограниченными возможностям и здоровья. Их включение в систему наставнических отношений будет способствовать качественному развитию системы инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях с привлечением обыкновенных учеников. Среди основных проблем:

не включенность в образовательный процесс в силу психоэмоциональных затруднений, общая отстраненность, низкая учебная мотивация;

коммуникационные проблемы, возможно возникающие вследствие непринятия ребенка коллективом.

 

Пять форм наставничества

Форма наставничества «ученик-ученик»

Предполагает взаимодействие учащихся одной образовательной организации, при котором один из учащихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние нанаставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации.

Цели и задачи

Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными / социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию детей с ОВЗ).

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала,      развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образова тельной организации, формирование устойчивого школьного сообщества.

Ожидаемые результаты

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все    социальные, культурные иобразовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Подростки-наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

Среди оцениваемых результатов нужно отметить:

повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образов ательной организации;

численный рост посещаемости    творческих кружков, объединений, спор тивных секций;

количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов;

снижение   числа    подростков,    состоящих    на    учете    в полиции и психоневро логических диспансерах;

снижение   числа        жалоб        от        родителей        и        учителей, связанных с социальной   незащищенностью    и    конфликтами    внутри  класса и школы.

 

Форма наставничества «учитель  учитель»

Предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытными располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Актуальность

Молодые специалисты в начале профессионального развития, а также учителя, попавшие на новое место работы,          нуждаются одновременно в личностной и профессиональной поддержке. Наибольшие трудности вызывает психологическая адаптация, формирование собственной позиции и системы преподавания, выстраивание гармоничных отношений с педагогическим коллективом, родительским и ученически м сообществом. Именно в этот момент педагогам необходима максимальная поддержка, способная снизить риск  смены молодым специалистом сферы деятельности.

Цели и задачи

Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профес сионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогичес кие задачи на высоком уровне.

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: способствовать фо рмированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной   деятельности; развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса; ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации; ускорить процесс профессионального становления учителя; сформировать школьное сообщество (как часть учительского).

Ожидаемые результаты

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень вкл юченности молодых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление   уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в школе. Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стим ули ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.

Среди оцениваемых результатов

повышение уровня удовлетворенности собственной работой и ул учшение психоэмоционального состояния;

процент специалистов, уверенных в желании продолжать свою работу в качестве учителя на данном месте работы;

качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных классах;

сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сооб ществами;

рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методиче ских практик молодого специалиста.

 

Портрет участников

Наставник

Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профе ссиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный участник школьного сообщества. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Для реализации различных задач возможно выд еление двух типов наставников.

Наставник-консультант  создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с о рганизацией процесса и решением конкретных психолого-педагогических и  коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.

Наставник-предметник  опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

Наставляемый.

Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, взаимодействием с учениками, другими педагогами, администрацией или родителями.    Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. Учитель, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.

Процесс построения наставнических отношений

           Наставнические отношения  сложная система, от качества функционирования которой зависит итоговый результат, включающий психологическое и компетентностное состояние и наставляемых, и наставников. Для создания изначально    экологических коммуникаций и максимально эффективного расходования образовательного ресурса необходимо заранее и со всей ответственностью подойти к процессу наставничества.

 Практическая часть. Решение ситуативных заданий по группам.

Ситуация 1.

Ученица 9 класса Оля слишком эмоционально относится к неудачам в школе, будучи патологической отличницей, и при обсуждении последних результатов контрольной работы начинает плакать и не хочет ничего обсуждать. Что вы будете делать как учитель-предметник, ведь Оле предстоит сдавать ОГЭ? Разыграйте ситуацию в ролях и предложите решение.

Ситуация 2.

Учение 5 класса Сергей уже в третий раз пропускает коллективный выход с классом, каждый раз присылая сообщения в ВКонтакте, что он не может пойти. Что вы будете делать? Как решите проблему? Будете ли ее решать? Разыграйте ситуацию в ролях и предложите решения.

Ситуация 3.

Вероника, учащаяся старших классов, высказывается публично , что ее бесит классная руководительница, которая "полная дура, любит только тех, ктоподлизывается". Как вы будете реагировать на негатив как учитель-предметник? Сообщите ли классному руководителю? Разыграйте ситуацию в ролях и предложите решение.

Ситуация 4.

Классный руководитель 1 класса неоднократно начала замечать синяки на теле ученика. Выяснилось, что мальчика таким образом наказывает отчим . Побои отчим использует как меру воспитания. Ваши действия по выяснению обстоятельств. Разработайте алгоритм действий.

Ситуация 5.

По результатам теста на тревожность и депрессию был выявлен ученик 5 класса с очень высокой степенью тревожности. В процессе беседы с психологом выяснилось, что тревожность связана с неблагополучной ситуацией в семье ( злоупотребление родителями спиртными напитками). Каков дальнейший алгоритм решения ситуации? Может ли классный руководитель самостоятельно выявлять таких детей?

Ситуация 6.

Ученица 6 класса пропустила занятия в школе. Классный руководитель не может дозвониться до родителей, до девочки. При посещении на дому  никто не открывал дверь. Действия классного руководителя?

Ситуация 7.

По статистике склонность к суициду чаще встречается у девочек (5-10 классы). Одним из проявлений является резаные руки. Как правильно выстраивать отношения с такими детьми учителям-предметникам, классным руководителям? Какие рекомендации следует дать родителям?

Ситуация 8.

Шестиклассник из благополучной семьи в помещении ФОКа нашел сотовый телефон и принес домой. Родители не заявили в полицию, заменили сим-карту и начали пользоваться телефоном, но сотрудники полиции обнаружили местонахождение телефона, телефон изъяли. Мальчика поставили на учет в полиции. Как классному руководителю проводить воспитательную работу с ребенком, не затрагивая авторитет родителей?

Ситуация 9.

Иногда педагоги в общем чате учителей неадекватно и резко высказывались по поводу исполнения должностных обязанностей работниками школы, переходя за рамки дозволенного, внося комментарии по любому поводу. Разыграйте ситуацию в ролях и предложите решение.

Ситуация 10.

В присутствии обучающихся учитель критично и резко оценивает учебные результаты одного из учащихся, на что ученик отреагировал уходом с урока. За помощью обратился к школьному психологу. Оцените действия учителя-предметника, классного руководителя в данной ситуации. Разыграйте ситуацию в ролях и предложите решение.

 

 

Дата последнего обновления страницы 22.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»