Форма наставничества «учитель – учитель»
Предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытными располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Актуальность
Молодые специалисты в начале профессионального развития, а также учителя, попавшие на новое место работы, нуждаются одновременно в личностной и профессиональной поддержке. Наибольшие трудности вызывает психологическая адаптация, формирование собственной позиции и системы преподавания, выстраивание гармоничных отношений с педагогическим коллективом, родительским и ученически м сообществом. Именно в этот момент педагогам необходима максимальная поддержка, способная снизить риск смены молодым специалистом сферы деятельности.
Цели и задачи
Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профес сионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогичес кие задачи на высоком уровне.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: способствовать фо рмированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса; ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации; ускорить процесс профессионального становления учителя; сформировать школьное сообщество (как часть учительского).
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень вкл юченности молодых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в школе. Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стим ули ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.
Среди оцениваемых результатов
повышение уровня удовлетворенности собственной работой и ул учшение психоэмоционального состояния;
процент специалистов, уверенных в желании продолжать свою работу в качестве учителя на данном месте работы;
качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных классах;
сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сооб ществами;
рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методиче ских практик молодого специалиста.
Портрет участников
Наставник
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профе ссиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный участник школьного сообщества. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Для реализации различных задач возможно выд еление двух типов наставников.
Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с о рганизацией процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.
Наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.
Наставляемый.
Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, взаимодействием с учениками, другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. Учитель, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.
Процесс построения наставнических отношений
Наставнические отношения – сложная система, от качества функционирования которой зависит итоговый результат, включающий психологическое и компетентностное состояние и наставляемых, и наставников. Для создания изначально экологических коммуникаций и максимально эффективного расходования образовательного ресурса необходимо заранее и со всей ответственностью подойти к процессу наставничества.
Практическая часть. Решение ситуативных заданий по группам.
Ситуация 1.
Ученица 9 класса Оля слишком эмоционально относится к неудачам в школе, будучи патологической отличницей, и при обсуждении последних результатов контрольной работы начинает плакать и не хочет ничего обсуждать. Что вы будете делать как учитель-предметник, ведь Оле предстоит сдавать ОГЭ? Разыграйте ситуацию в ролях и предложите решение.
Ситуация 2.
Учение 5 класса Сергей уже в третий раз пропускает коллективный выход с классом, каждый раз присылая сообщения в ВКонтакте, что он не может пойти. Что вы будете делать? Как решите проблему? Будете ли ее решать? Разыграйте ситуацию в ролях и предложите решения.
Ситуация 3.
Вероника, учащаяся старших классов, высказывается публично , что ее бесит классная руководительница, которая "полная дура, любит только тех, ктоподлизывается". Как вы будете реагировать на негатив как учитель-предметник? Сообщите ли классному руководителю? Разыграйте ситуацию в ролях и предложите решение.
Ситуация 4.
Классный руководитель 1 класса неоднократно начала замечать синяки на теле ученика. Выяснилось, что мальчика таким образом наказывает отчим . Побои отчим использует как меру воспитания. Ваши действия по выяснению обстоятельств. Разработайте алгоритм действий.
Ситуация 5.
По результатам теста на тревожность и депрессию был выявлен ученик 5 класса с очень высокой степенью тревожности. В процессе беседы с психологом выяснилось, что тревожность связана с неблагополучной ситуацией в семье ( злоупотребление родителями спиртными напитками). Каков дальнейший алгоритм решения ситуации? Может ли классный руководитель самостоятельно выявлять таких детей?
Ситуация 6.
Ученица 6 класса пропустила занятия в школе. Классный руководитель не может дозвониться до родителей, до девочки. При посещении на дому – никто не открывал дверь. Действия классного руководителя?
Ситуация 7.
По статистике склонность к суициду чаще встречается у девочек (5-10 классы). Одним из проявлений является резаные руки. Как правильно выстраивать отношения с такими детьми учителям-предметникам, классным руководителям? Какие рекомендации следует дать родителям?
Ситуация 8.
Шестиклассник из благополучной семьи в помещении ФОКа нашел сотовый телефон и принес домой. Родители не заявили в полицию, заменили сим-карту и начали пользоваться телефоном, но сотрудники полиции обнаружили местонахождение телефона, телефон изъяли. Мальчика поставили на учет в полиции. Как классному руководителю проводить воспитательную работу с ребенком, не затрагивая авторитет родителей?
Ситуация 9.
Иногда педагоги в общем чате учителей неадекватно и резко высказывались по поводу исполнения должностных обязанностей работниками школы, переходя за рамки дозволенного, внося комментарии по любому поводу. Разыграйте ситуацию в ролях и предложите решение.
Ситуация 10.
В присутствии обучающихся учитель критично и резко оценивает учебные результаты одного из учащихся, на что ученик отреагировал уходом с урока. За помощью обратился к школьному психологу. Оцените действия учителя-предметника, классного руководителя в данной ситуации. Разыграйте ситуацию в ролях и предложите решение.